Опубликовано: Пт, Дек 23rd, 2011

Мыльный 3D-бум

3D-tvПохоже, что 3D-бум, о котором года три назад так много и так страстно говорили крупнейшие производители телевизоров, сдулся, так толком и не начавшись. Эффекта, — как был с переходом на HD, — не получилось. И причин тому множество. Меняя телевизор со стандартным экраном на телевизор Высокой Четкости, каждый видел, как сильно улучшилась картинка. К тому же, так подошло, что стандартного разрешения телевизоры у народа оставались «трубочными» и доживали свой век, — а тут, практически в то же время, как появились HD-дисплеи, исключительно цифровые, — они заметно подешевели: и LCD, и «плазменные».

Что же касается 3D… У технологии оказалось слишком много недостатков, чтобы подвигнуть человека поменять недавно приобретенный 2D, да еще и HD телевизор.

Начнем с того, что 3D-картинка слишком уж искусственна… слишком отличается от того объемного восприятия мира, которое дают нам наши глаза в комплекте с мозгом. Планы на 3D-картинке как бы вырезаны из картона и расставлены на разных расстояниях от глаз: что-то вроде детских книжек-раскладушек. Причем, эти «вырезанные» планы, чтобы они создавали должное впечатление, авторы 3D-картинок вынуждены расставлять один от другого в глубину на заметные расстояния, — иначе отличить 3D-картинку от 2D практически не удается. Когда же мы смотрим «в оба» на реальный мир, мы властны (хоть, чаще всего, и несознательно) постоянно менять точку фокусировки, а мозг эти образы каким-то образом осмысливает.

К тому же, некоторые специалисты утверждают, что в объемном зрении участвуют не только глаза, но и огромный опыт, и вестибулярный аппарат, и черт еще знает какие тонкости. Так что просто сделать двумя объективами, находящимися друг от друга приблизительно (!) на том же расстоянии, на котором находится один наш глаз от другого, — а потом левому глазу показать картинку с левого объектива, а правому – с правого, – совершенно недостаточно, чтобы у человека возникло впечатление поистине объемного видения реальности. Чего-то будет не хватать. Особенно, когда речь идет о картинке движущейся.

Например, когда – любимый трюк 3D-съемщиков, – прямо на зрителя летит какой-нибудь предмет, и вдруг, вместо того, чтобы ударить тебя в лоб или, пролетев мимо уха, скрыться за спиной, – просто исчезает, растворяется в никуда, – в этот момент иллюзия реальности (если вдруг была) мгновенно разрушается, уступая место – в лучшем случае – удовольствию от удачно сделанного трюка.

Вообще-то, я практически убежден, что утомление глаз и мозгов при долгом просмотре 3D-видео возникает отнюдь не от очков или чего-нибудь такого… внешнего, – а именно от невозможности привычно менять фокусировку глаза, как происходит при взгляде на реальность.

Следующий недостаток 3D-фильмов, – не слишком заметный с первого взгляда, но, на мой вкус, едва ли не самый важный, – отсутствие художественной необходимости в этой технологии, сделайся она даже в сто раз лучше, естественнее.

То есть, для того, чтобы кино превратилось в искусство, а не в трюк «Прибытие поезда», достойный демонстрироваться на ярмарках, должны были появиться Эйзенштейн и Чаплин. Так вот: я до сих пор даже краем глазом не заметил появления 3D-Эйзенштейна. Я не хочу категорически отрицать возможность его появления в будущем («Аватар», на мой вкус, тут и рядом не лежал), ибо полагаю, что нет такого технического приема, который не был бы со временем востребован каким-то художником. Но пока, увы… Пока, увы, все 3D-фильмы как прежних, так и самых последних лет, воспринимаются мною (и, похоже, подавляющим большинством зрителей) как некий эффектный аттракцион, где эффекты нисколько не помогают восприятию сути. Чаще даже мешают. И аттракцион, в общем-то, одноразовый.

Ну и, наконец, крайне небольшой ассортимент 3D-фильмов и еще меньший – телевизионных программ. Если сравнить это с подлинным бумом выхода фильмов в HD, – новых и старых, пересканированных, – 3D-нищета станет просто очевидной.

К тому же и в этом скудном ассортименте фильмы, изначально снятые в 3D, займут совсем уж незаметное местечко. В основном, это 2D-фильмы, пересчитанные в 3D на компьютерах. То есть, добавочной информации они не несут, а просто поворачивают разными гранями ту, что там уже была. Правда, я слышал о специальных 3D-канальчиках в некоторых спутниковых «меню», — но что по ним крутить, не слишком понятно. Разве 3D-футбол, который, говорят, кое-где и крутят. Тем не менее, среди моих друзей – страстных футбольных болельщиков (в основном – телевизионных), – я пока не обнаружил ни одного, приобретшего 3D-телевизор даже ради футбола.

Однако никак нельзя отрицать, что этот неслучившийся бум дал нам эффектнейший аттракцион, ибо, если раньше для 3D-демонстраций требовалась довольно хитроумная аппаратура, устанавливаемая в очень редких специализированных кинозалах, – сегодняшние технологии сделали 3D-демонстрацию вещью простой и доступной даже дома. Не случайно 3D-телевизор стоит сравнимо с обычным, то есть – не драматически дороже. Всё, что потребовалось – увеличить частоту развертки, несколько утолстить передающий канал да озаботиться сигналом для затворных очков, – и вот, на экран с повышенной скоростью подаются «левые» и «правые» кадры, а очки, попеременно, следуя сигналу, затемняют то правое стеклышко, то – левое. Кстати, необходимость цеплять на нос эти специальные, довольно громоздкие и пожирающие электричество (так что приходится постоянно подзаряжать их или менять батарейки) устройства, – еще одна и, возможно, достаточно весомая причина того, что 3D-бум… не получился.

Но, если с причинами, перечисленными выше, бороться слишком трудно или — пока? – невозможно, – эту последнюю преодолеть пытаются: то и дело приходят новости о выходе очередного 3D – чаще монитора, чем телевизора, – не требующего никаких очков. Правда, широко я на прилавках их не заметил, а те экземпляры, что удалось повидать, производили впечатление не слишком хорошее. Сколько я понял, принцип работы таких «безочковых» мониторов тоже крайне не нов – достаточно припомнить модные лет тридцать назад «голографические» 3-D календарики.

Там по поверхности шли ряды крохотных призмочек со специально выверенными «углами склона» с тем, чтобы один глаз видел картинку через один склон призмы, а другой – через другой. И, естественно, что под разные «склоны» призмочек подставлялись разные картинки: «правая» и «левая». Когда вспоминаешь, – кто вспомнит, – те «голографические» календарики, – вспоминаешь и как приходилось подстраивать их по углу зрения и расстоянию от глаз, чтобы стереокартинка «проявилась», да еще – чтобы была однородной, то есть, чтобы ей не мешали невзначай увиденные фрагменты «неправильного». То есть, чтобы в левый глаз не попадали области, предназначенные исключительно для правого. И наоборот. Многое, конечно, зависело и от качества этих самых призмочек: прирожденно японские календарики были куда эффектнее китайских.

Я, конечно, не разбирал, но похоже, что в «безочковых» мониторах всё устроено подобным образом: один ряд пикселей поставлен под одним углом, другой – под другим, и каждому глазу (во всяком случае – теоретически) виден только «свой» пиксельный ряд. Помню, лет десять назад, на CeBIT, я подолгу останавливался перед разными «автостереоскопическими» экранами. Стереоэффект, даже после подстройки положения перед ними, был все-таки… посредственный. По сравнению с эффектом, который давали и дают затворные очки. Однако – был.

Один такой монитор, на котором изображался вращающийся Земной шар, — попросту потрясал, – но, чтобы потрястись, приходилось садиться в специальное ограничивающее кресло, да еще вставлять голову в специальный же тесный подголовник. И – ни миллиметра вправо-влево!

Короче говоря, «рыночные» перспективы подобных экранов кажутся мне более чем сомнительными, тем более, что, чем экран больше, тем подстроиться под него труднее, – однако, когда речь заходит об экранах крохотных, 4-х, максимум – 5-тидюймовых, – тут уже говорить о безочковых 3D-эффектах можно много увереннее.

Автор: Евгений Козловский

Комментариев нет:
Здесь можно бесплатно и без регистрации оставить любой комментарий. Только не спам и, пожалуйста, без матов.
Оставить комментарий

Приаттачить картинку?


  • Где получить бесплатный телетюнер?
    username валентина: Полностью с Вами согласна на все 100 процентов !! жаль , что некоторые люди ведутся на это ..
  • В Москве состоялся Четвертый Международный Форум "Инвестиции в цифру. Контент"
    username Michalreich: Хороший ресурс)) Темы интересные и дизайн красивый)
  • В Москве состоялся Четвертый Международный Форум "Инвестиции в цифру. Контент"
    username Dedicated servers: В Москве состоялась встреча советника Президента Российской Федерации Антона Кобякова с Послом Финляндии в...
  • Где получить бесплатный телетюнер?
    username Васек: а не проще ли найти спонсора, который подарит вам тюнер, чем клянчить обещанное у государства (у которого...
  • Єдина Країна! Единая Страна! United Country!